назад

Педагогический проект

«Живёт село родное»

                                                                  Авторы: Белоусова Любовь Анатольевна, воспитатель;

Данилюк Наталья Владимировна, воспитатель;

Веснина Татьяна Владимировна, воспитатель

Актуальность проекта:  В июле 2013 года в жизни Корочанского района – знаменательная дата – 85-летие образования родного края. В связи с этим в детском учреждении разработан и реализуется долгосрочный проект «Живёт село родное».

         Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных.
Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства Родины.

         Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?

Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.

        

Гипотеза:

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края будет эффективной при выполнении следующих педагогических условий:

- взаимодействия с социальными партнерами;

- компетентности педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края;

- обогащение предметно-развивающей среды.

 

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Задачи проекта: 
1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному

творчеству, обычаям, традициям  народов, живущих в нашем селе;

2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их   культуре и

традициям;
4. Формировать элементарные знания о правах человека.

5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.

6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, с музеем, библиотекой.

7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;

         Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно-образовательной деятельности, играх, труде, в быту.

 

Срок реализации проекта: долгосрочный; 2012 – 2013 учебный год.

 Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп, их родители, педагоги ДОУ, социум.

 Образовательные области программы, содержание которых включено в проект: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

 Для реализации данных целей сформировано семь тематических блоков:

 Блок№1

«Ручеёк» - знакомство с флорой и фауной родного края;

Блок №2

«Русская изба – родные истоки» - знакомство с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа;

Блок №3

«Народные умельцы»- знакомство с промыслами Корочанского района, с умельцами села Погореловка;

Блок №4

«Лира» - знакомство с русским народным фольклором и современными поэтами с. Погореловка;

Блок №5

«Калинка» - знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором;

Блок №6

«Героический край» - знакомство с героическим прошлым Корочанского края;

Блок №7

«Истоки» - знакомство с русскими православными традициями, праздниками, играми, обрядами;

 Этапы реализации проекта 

Первый этап – подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

 Второй этап – организационно-практический.

Цель: апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи: Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

- развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.;

- знакомить детей героическими событиями минувшей войны, с  выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени;

- развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.

 Третий  этап – заключительный.

Цель: обобщение и распространение полученного опыта.

Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека)

 Содержание реализации проекта

         Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю.

         Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.

         Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.

         Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

         Любить Родину - значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.

Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село – мой район - моя страна - моя планета).

         Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

         Коллектив ДОУ работает над долгосрочным познавательным проектом «Живёт село родное».

         Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре своего края, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной, своим Корочанским краем.

         Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Погореловке, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.

         Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.

Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

         Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

- воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;

- сформировать представление о своём селе, как части Корочанского района, части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде жителей села и др.

              Блоки работы по реализации педагогического проекта

 Первый блок - информационно-аналитический.

         Сбор и анализ сведений о родном селе Погореловка, изучение истории, героического прошлого, традиций и обычаев русского народа, знакомство с русскими православными праздниками, играми, знакомство с промыслами Корочанского района.

Для решения данной задачи выбирались соответствующие формы взаимодействия: игры, экскурсии, встречи с современными поэтами родного села, праздники, и многое другое.

Второй блок – практический.

Направлен  на решение конкретных задач, связанных с изучением жизни и обычаев родной Погореловки.

 В рамках данного блока был  разработан перспективный план работы «Познаём родное село» (Приложение 1)

В соответствии с перспективным планом работы  было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с детьми и родителями.

·         Экскурсии по селу, в музей, на природу

·         Знакомство с достопримечательностями села

·         Беседы с детьми, с родителями

·         Подбор художественной литературы, иллюстрации

·         Чтение стихов  современных поэтов села (В.Е.Решетникова, В.Е.Раловец) и разучивание песен

·         Знакомство с промыслами с.Погореловка и Корочанского района (Г.Гончарова, Н.П.Лукавская, Э.Жданова)

·         Фольклорные праздники

·         Народные игры

·         Театрализованная деятельность

·         Работа с родителями

·         Знакомство с почетными гражданами села (В.Н.Дмитриева, Н.И.Кутьина)

Контрольно-оценочный блок.

Направлен на  анализ эффективности мероприятий, которые проводились.

Ожидаемые результаты проекта

 У детей
1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.

У родителей
1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.

У педагогов
1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

2.Разработка методического материала по проекту «Комната- музей «Русская изба»;

3.Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.

Словарь терминов

Ø Гипотеза – научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Ø Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмперическом научном исследовании.

 Информационные ресурсы

Методические:

1.Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. –

О.Л.Князева,М.Д.Маханева, С. – П., 2008г.

2. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. – под ред.

В.Г.Паршиной, 2003г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством – Т.А. Бударина. О.В.Маркеева – 2008г.